Управление образования Брестского облисполкома
Отдел по образованию
Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Социально-педагогический центр Брестского района
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».
С этой целью:
Изучи глубже самого себя
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий
Личный профессиональный план учащегося
Характеристика профессионального плана:
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию
Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
☺ что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
☺что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
☺что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
☺что от него потребует работа и трудовой коллектив.
Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
Принцип развития. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
свернуть1. Незнание правил выбора профессии:
-выбор профессии за компанию;
-перенос отношения к человеку на саму профессию;
-отождествление учебного предмета с профессией;
-ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
-неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
-незнание или недооценка своих физических особенностей;
-незнание или недооценка своих психологических особенностей;
-неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии;
- предубеждение в отношении престижности профессии;
- незнание требований профессии к человеку;
- устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
свернутьВозможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
Условие оптимального выбора профессии – зона оптимального выбора
ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы: