Управление образования Брестского облисполкома
Отдел по образованию
Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Социально-педагогический центр Брестского района
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
свернутьВ соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
свернуть
Виды насилия |
Особенности внешнего вида, характер травм |
Особенности поведения |
Физическое насилие |
- множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли; - задержка физического развития (отставание в весе и росте); - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
|
от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой. подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. |
Сексуальное насилие |
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер; - расширение ануса; - следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях; - заболевания, передающиеся половым путем; - беременность; - повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; - резкие изменения веса; - вагинальные кровотечения; - психосоматические расстройства. |
дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства. младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой. подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение. |
Психологическое насилие |
- задержка физического и умственного развития; - нервный тик; - энурез; - печальный вид; - соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).
|
- беспокойство или тревожность; - нарушение сна; - длительно сохраняющееся подавленное состояние; - агрессивность; - склонность к уединению; - чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - угрозы или попытки самоубийства; - неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - низкая успеваемость; - пониженная самооценка; - нарушение аппетита. |
Пренебрежение |
- утомленный, сонный вид, опухшие веки; - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; - низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; - частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; - многократная госпитализация в отделения скорой помощи; - повторные повреждения от случайных травм или отравлений. |
- постоянные голод и/или жажда; - кража пищи; - стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений; - подавленное настроение, апатия; - пассивность; - агрессивность и импульсивность; - делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; - неумение общаться с людьми, дружить; - неразборчивое дружелюбие; - регрессивное поведение; - мастурбация; - трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; - низкая самооценка. |
свернуть
Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.
свернутьПроведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:
Основными методами диагностики в данном случае являются:
Методики, помогающие при выявлении фактов насилия в отношении несовершеннолетних
№ |
Возраст несовершеннолетнего |
Методы и методики |
1 |
Дошкольный возраст |
Метод наблюдения за деятельностью ребенка |
2 |
Младший школьный возраст |
Карта наблюдения * |
3 |
Подростковый и старший школьный возраст |
Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков» |
свернуть
Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.
В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.
На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары. У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).
Анализ сновидений
У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.
свернутьЦель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.
№ |
Поведенческий маркер |
Проявление маркера в поведении |
1. |
Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми |
Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.). |
2. |
Регресс в поведении |
Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить. |
3. |
Сверхбдительность или повышенная возбудимость |
Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство. |
4. |
Стремление избегать всего, что связано с травмой |
Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им. |
5. |
Нарушение доверия к окружающим людям |
У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации. |
6. |
Наличие страхов |
Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое. |
7. |
Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки |
Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки. |
8. |
Агрессивность по отношению к другим |
У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя. |
9. |
Склонность к аутодеструктивному поведению
|
Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя. |
10. |
Диссоциации
|
Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко. |
Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.
Карта наблюдений
Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.
Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________
Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________
Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________
Все вопросы разделены по шкалам:
Недоверие к новым людям и ситуациям |
1, 2, 3, 4 |
Депрессия и уход в себя |
5, 6, 7, 8 |
Тревожность по отношению к окружающим |
9, 10, 11, 12 |
Враждебность по отношению к окружающим |
13, 14, 15, 16 |
Недостаток социальной нормативности |
17, 18, 19, 20 |
Невротические симптомы |
21, 22, 23, 24 |
Неблагоприятные условия среды |
25, 26, 27, 28 |
В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.
свернуть
Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».
Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».
Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.
А кому-то другому?
Если будешь, то за что?
13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?
Если да, то для кого именно
При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик:
- «Свободный рисунок»,
При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
При выявлении случаев насилия в отношении подростков и оценки тяжести их последствий помимо проективных методик можно использовать Шкалу тревоги, Шкалу депрессии, ММРI, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник травматических симптомов, 1992», «Детский травматический опросник, 1995».
Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому, после проведения скрининг-диагностики, при подозрении на случай совершенного или совершаемого насилия над несовершеннолетним, далее следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств случая.
И. Г. Малкина-Пых перечисляет рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:
Чтобы убрать некоторый субъективизм из интерпретации данных, полученных с помощью проективных тестов, целесообразно применение методов и методик, непосредственно ориентированных на работу с фактами насилия.
- Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»
- Методика «Письмо другу»
- Методика интервью для диагностики насилия
- Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».
Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.
Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
Ответы на вопросы 2,7, 9,13,18,19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии; 3,4,11,20 – когнитивный; 1,8,10,12,14,16 – поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.
С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.
свернутьПроективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.
Несовершеннолетнему предлагается ситуация:
«В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай: Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.
Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.
Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».
Интерпретация результатов. Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.
свернутьДанная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет – курсивом. Интервью проводится индивидуально.
Инструкция. Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
Дата:
Твой возраст:
Твой пол:
Твой класс:
Кто живет с тобой в семье (у тебя дома), перечисли:
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.
Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.
Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.
Женя учится в 10-м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, когда он возвращается домой очень ночью.
Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.
Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.
Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.
Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.
Много детей.
Мало детей.
Никто.
Не знаю.
Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.
Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.
Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.
Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.
Аня – ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.
Аня – ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.
Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.
Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.
Максима заставляли смотреть видео о сексе и порно-фотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.
Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.
Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.
Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.
Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?
Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (число выборов не ограниченограничено)?
1) лжет;
2) поздно возвращается домой;
3) получает плохие отметки в школе;
4) прогуливает уроки;
5) ворует;
6) неуважительно относится к старшим и родственникам;
7) испортит что-то ценное;
8) не заботится о своей одежде и рвет ее;
9) расстраивает родителей;
10) курит;
11) употребляет алкоголь.
Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?
Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?
Да.Пожалуй, нет.Точно нет.
Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.
свернутьИнтерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.
Способы наказания:
"КРИЗИСНАЯ" КОМНАТА
услуга временного приюта для граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, находящиеся в серьёзном конфликте в другими членами семьи; подвергшиеся семейному насилию; жертвы торговли людьми; лица из числа детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей.
тел. +375 29 239 94 91 - работает круглосуточно
свернуть
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»:
ул. Халтурина, 8, г. Брест
Психологическая помощь (по предварительной записи):
Тел: 8 (0162) 43-59-13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15
«Кризисная» комната
для пострадавших от домашнего насилия
«Горячая линия»
+375 (29) 892-88-07
КРУГЛОСУТОЧНО!
СПИСОК ТЕЛЕФОНОВ, ПО КОТОРЫМ ЖЕРТВА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ
МИЛИЦИЯ на территории области: 102
Круглосуточная прямая линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей:
8-0162-45-62-15;
8-029-524-96-42 (МТС);
8-029-690-49-25 (ВЕЛКОМ).
Г. БРЕСТ:
- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Московского района г. Бреста 47-90-50
- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Бреста 27-59-01, 27-59-12
- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Брестского района 20-56-17
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 103
Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение
20-96-81
СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района».
Организация безопасного проживания в «кризисной» комнате, оказание психологической, юридической,
социальной и другой необходимой помощи пострадавшим от домашнего насилия и членам их семей
специалист по социальной работе 53-74-81
психолог 95-90-57
ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» психологическая помощь
20-15-55 (пн.-пт. с 8.00 до 17.00)
Предоставление бесплатной юридической информации юристом БОО «Родник возрождения» по телефону
+375 (33) 378-37-93
ОО «Клуб деловых женщин»
оказывает анонимную и бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия:
специалист по социальной работе тел. +375-29-221-93-50
психолог тел. +375-29-809-09-13
юрист тел. +375-29-723-40-37
113 (короткий номер) со стационарного телефона по Республике Беларусь
8 801 201 55 55 – бесплатный (для всех абонентов сотовой связи)
ЗВОНИТЕ В СЛУЖБУ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»,
г. Брест, для взрослых и детей
8(0162) 25-57-27
170 (короткий номер)
КРУГЛОСУТОЧНАЯ ПРЯМАЯ ЛИНИЯ МВД ПО ПРИЕМУ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
8-017-372-73-87
В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, мы предлагаем обратиться к нам за помощью.
E-mail: guniptl_km@mvd.gov.by
Телефоны:
Брестская область: 8 (0162) 27 53 35, 27 55 07
Витебская область: 8 (0212) 64 66 96, 64 66 91
Гомельская область: 8 (0232) 50 88 10, 50 88 07
Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11
Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 03 80
Могилевская область: 8 (0222) 29 55 26, 29 55 22
Город Минск: 8 (017) 239 41 61, 239 47 55
Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42, 218 74 85
Kids.pomogut.by – совместный проект Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, направленный на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет.
ОО «Клуб Деловых женщин» - горячая линия по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми, а также по вопросам предотвращения сексуального насилия, в том числе в сети Интернет (с 8.00 до 20.00 ежедневно):
113 (короткий номер)
8 801 201 5555 (для всех абонентов сотовой связи)
8 016 221 8888 (для звонков из-за рубежа)
Вся информация предоставляется бесплатно и анонимно.
Телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 8 (017) 218 52 64
свернуть
Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
В большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.
Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.
Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.
Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.
Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.
Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.
За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность.
УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.
К категории АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, может быть отнесено:
В данном случае административный процесс начинается только по требованию потерпевшего или законного представителя посредством подачи заявления и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
При этом административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии указанного требования, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
За совершение насилия в семье предусмотрена УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества, или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого, либо лица, не способного по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.
Руководителем органа внутренних дел в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может быть вынесено защитное предписание, направленное на ограничение совершения определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Для граждан, в отношение которых вынесено защитное предписание (предполагает запрет на совершение бытового насилия, запрещает разыскивать, посещать, вступать в контакты с потерпевшим), определено жилое помещение для временного пребывания.
ПОМНИТЕ: КАЖДОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛЕЧЕТ ЗАСЛУЖЕННОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ, А СОЖАЛЕТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ БУДЕТ УЖЕ ПОЗДНО!
свернуть
Насилие в семье – проблема каждого…
Для комплексного решения проблемы насилия в семье необходимы усилия не только государственных, общественных и международных организаций, но и населения в целом, которое может выступать первичным социальным механизмом борьбы с насилием в семье. От того, замечает ли каждый из нас ситуации насилия в окружающем нас обществе, зависит исход решения проблемы. Ведь иногда именно мы можем слышать за стенкой плач, звуки бьющейся посуды, крики о помощи…От того, какими будут ваши дальнейшие действия может зависеть судьба, а иногда и жизнь человека.
«Насилию нет оправдания!» – слова, которые должны стать принципом для действий для каждого из нас, даже если вы подозреваете в насилии своего лучшего друга, родственника и др.
НАСИЛИЕ – это ВЫБОР!
По этой причине каждый из нас должен понимать, что насильника нельзя оправдывать, жалеть и тем более переходить на его сторону. Он сам выбрал насилие как метод урегулирования конфликта, значит должен понести за это наказание, а не поощрение его поступков.
Поговорите с агрессором!
Если вы подозреваете кого-то из своих близких/знакомых в применении насилия в отношении своих домочадцев, постарайтесь поговорить с этим человеком о его поведении, о том, что это неприемлемо.
Не знаете, с чего начать разговор?
Начните с простого вопроса «Как дела дома?». Иногда только при ответе на этот вопрос, можно наблюдать первые признаки того, что дома не все в порядке. Можно попробовать задать и другие вопросы:
Если агрессор пошел на контакт, это свидетельствует о первых удачных шагах на пути к решению проблемы, и вы можете более детально расспросить о ситуации.
Помните! Не пытайтесь решить проблему своими усилиями, перенаправьте агрессора к специалистам. Необходимо понимать, что от ваших действий сегодня зависит безопасность пострадавших.
Психолог
ГУ «Территориальный центр социального
обслуживания населения Брестского района»
Телефон «Доверие»: 8-0162-95-90-57
Ежедневно с 8.00 до 13.00, с 14.00-17.00 кроме субботы, воскресенья
+375 (29) 239-94-91 – круглосуточно для пострадавших от насилия в семье
свернуть