Профилактика насилия в семье

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию насилия в семье

развернуть

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

свернуть

Что такое насилие

развернуть

 В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

насилие-min

насилие1-min

 

свернуть

Виды и признаки насилия

развернуть

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Физическое насилие

-        множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-        синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

-        задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

 

 

 

 

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

-     повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-     расширение ануса;

-     следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

-     заболевания, передающиеся половым путем;

-     беременность;

-     повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-     резкие изменения веса;

-     вагинальные кровотечения;

-     психосоматические расстройства.

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

-        задержка физического и умственного развития;

-        нервный тик;

-        энурез;

-        печальный вид;

-        соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

 

 

 

-        беспокойство или тревожность;

-        нарушение сна;

-        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-        агрессивность;

-        склонность к уединению;

-        чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-        угрозы или попытки самоубийства;

-        неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-        низкая успеваемость;

-        пониженная самооценка;

-        нарушение аппетита.

Пренебрежение

-        утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-        санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-        низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

-        задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

-        задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

-        частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

-        многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

-        повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

-        постоянные голод и/или жажда;

-        кража пищи;

-        стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

-        подавленное настроение, апатия;

-        пассивность;

-        агрессивность и импульсивность;

-        делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-        неумение общаться с людьми, дружить;

-        неразборчивое дружелюбие;

-        регрессивное поведение;

-        мастурбация;

-        трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-        низкая самооценка.

 

свернуть

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

развернуть

 Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Проведение диагностических мероприятий

развернуть

Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:

  1. выявление случая(ев) насилия в отношении несовершеннолетнего;
  2. диагностика последствий насилия для развития несовершеннолетнего, то есть выявление нарушений в познавательном, эмоционально-личностном развитии.

Основными методами диагностики в данном случае являются:

  1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;
  2. наблюдение за поведением;
  3. наблюдение за деятельностью;
  4. анализ сновидений;
  5. рассказ ребенка о факте насилия;
  6. анализ специальных психодиагностических материалов (тестов, опросники и др.).

Методики, помогающие при выявлении фактов насилия в отношении несовершеннолетних

Возраст несовершеннолетнего

Методы и методики

1

Дошкольный возраст

Метод наблюдения за деятельностью ребенка

2

Младший школьный возраст

Карта наблюдения *

3

Подростковый и старший школьный возраст

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков»

 

свернуть

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

развернуть

 Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

 В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

 На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.      У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

 У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

 Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.

свернуть

Наблюдение за поведением ребенка

развернуть

 Цель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

 

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

 

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

свернуть

Наблюдение за деятельностью ребенка

развернуть

 Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

 Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

 Карта наблюдений

 Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________

Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________

Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________   

  1. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
  2. Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
  1. Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых.                
  2. Замкнуто и отчужденно держится с родителями  .
  3. Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется.                    
  4. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.                   
  5. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.                 
  6. Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное.                 
  7. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.                      
  8. Навязывается другим, им легко управлять.                      
  9. С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе.               
  10. Сделав что-то, часто тайком изучает реакцию присутствующих.                     
  11. Резко негативно относится к замечаниям.             
  12. Агрессивен (кричит, употребляет силу).   
  13. Пристает к более слабым детям.               
  14. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.                  
  15. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.                    
  16. Не заинтересован в учебе.              
  17. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.                
  18. Непунктуален, не старателен.                    
  19. Одевается вызывающе (не по возрасту).
  20. Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания.                   
  21. Грызет ногти.                       
  22. Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик.                     
  23. Грязен, неопрятен.               
  24. Выглядит так, как будто очень плохо питается.               
  25. Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.             
  26. Часты вирусные заболевания.                    

 Все вопросы разделены по шкалам:

Недоверие к новым людям и ситуациям

1, 2, 3, 4

Депрессия и уход в себя

5, 6, 7, 8

Тревожность по отношению к окружающим

9, 10, 11, 12

Враждебность по отношению к окружающим

13, 14, 15, 16

Недостаток социальной нормативности

17, 18, 19, 20

Невротические симптомы

21, 22, 23, 24

Неблагоприятные условия среды

25, 26, 27, 28

 В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

 

свернуть

Рассказ ребенка о факте насилия

развернуть

 Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования  Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

 Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

 Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (не более двух выборов)?
  • каждый день;
  • не чаще одного раза в неделю;
  • не чаще одного раза в месяц;
  • очень редко;
  • как придется;
  • когда у родителей есть время;
  • когда у меня есть время;
  • только в выходные.
  1. Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?
  • маме;
  • папе;
  • брату, сестре;
  • бабушке;
  • дедушке;
  • никому

 А кому-то другому?

  • подруге (другу);
  • двоюродной сестре (брату);
  • тете;
  • опекунам;
  • кошке или собаке.
  1. За что наказывают тебя твои родители?
  • за плохие отметки в школе;
  • за пропуски занятий;
  • за то, что не прибрал (-а) в квартире;
  • за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;
  • за плохое поведение;
  • за вранье;
  • за все;
  • родители никогда меня не наказывают.
  1. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
  • ругают за поступок;
  • лишают карманных денег;
  • не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);
  • не разрешают смотреть телевизор;
  • не разрешают играть на компьютере;
  • ставят в угол;
  • бьют;
  • другое (укажите) ________________________________________________________
  • никогда не наказывают.
  1. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?
  • да;
  • нет;
  • не знаю.

 Если будешь, то за что?

  • за плохое поведение;
  • за плохие отметки;
  • за вредные привычки.
  1. По твоему мнению насилие – это:
  • унижение одного человека другим;
  • причинение физического вреда другому человеку;
  • подчинение себе другого человека;
  • другое (напиши) _________________________________________________________
  1. Как ты относишься к насилию?
  • осуждаю насилие
  • скорее осуждаю, чем нет
  • отношусь нейтрально
  • допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?
  • физическое насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие.
  1. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?
  • младшие братья и сестры;
  • старшие братья и сестры;
  • папа;
  • мама;
  • дедушка, бабушка;
  • домашние животные;
  • другие (назови) _________________________________________________________
  1. Ты считаешь наказание детей в семье – это насилие?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?
  • оскорбление словами;
  • физическое воздействие;
  • лишение удовольствия;
  • запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;
  • сексуальное домогательство;
  • другое (назови) __________________________________________________________

13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуация безысходности и отчаяния
  • Алкоголизм родителей
  • Другое (укажи) __________________________________________________________
  1. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какому виду насилия ты подвергался?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Экономическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Другое (укажи) __________________________________________________________

 

  1. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
  • Укажи _________________________________________________________________
  • Не знаю
  1. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  1. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
  • Милиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  1. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
  • Конституция
  • Семейный кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Декларация прав человека
  • Конвенция о правах ребенка
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?

 Если да, то для кого именно

  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи,
  • выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.
свернуть

Анализ специальных психодиагностических материалов

развернуть

 При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик:

-   «Свободный рисунок»,

  • Цветовой тест М. Люшера,
  • ЦТО (Цветовой тест отношений),
  • САТ,
  • «Неоконченные предложения»,
  • «Автопортрет»,
  • «Несуществующее животное»,
  • «Дом. Дерево. Человек»,
  • «Рисунок семьи»,
  • «Кинестетический рисунок семьи»,
  • «Нарисуй человека».

 При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

 При выявлении случаев насилия в отношении подростков и оценки тяжести их последствий помимо проективных методик можно использовать Шкалу тревоги, Шкалу депрессии, ММРI, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник травматических симптомов, 1992», «Детский травматический опросник, 1995».

 Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому, после проведения скрининг-диагностики, при подозрении на случай совершенного или совершаемого насилия над несовершеннолетним, далее следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств случая.

 И. Г. Малкина-Пых перечисляет рекомендации, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

  • не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;
  • не стоит задавать наводящие вопросы;
  • если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;
  • при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видео- технологий;
  • в сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

     

    Чтобы убрать некоторый субъективизм из интерпретации данных, полученных с помощью проективных тестов, целесообразно применение методов и методик, непосредственно ориентированных на работу с фактами насилия.

    - Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

    - Методика «Письмо другу»

    - Методика интервью для диагностики насилия

    - Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

свернуть

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

развернуть

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

  1. Я весь трясусь, когда …
  2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
  3. Если тебя разозлили, то нужно…
  4. Воспитывать детей нужно с помощью…
  5. Ребенок в семье…
  6. Мои близкие думают обо мне, что я…
  7. Я боюсь идти домой, когда…
  8. Я лучше побуду один, чем с…
  9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне
  10. Бить другого можно, когда…
  11. Дети с опаской относятся к окружающим, потому что…
  12. Применение физической силы к более слабому…
  13. Родители кричат на детей, когда…
  14. Когда у меня будут дети, я никогда…
  15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…
  16. Я хочу побыть один, после…
  17. Я убежал бы из дома, если бы…
  18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…
  19. Я хочу, чтобы меня…
  20. Приемлемое наказание – это…

Ответы на вопросы 2,7, 9,13,18,19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии; 3,4,11,20 – когнитивный; 1,8,10,12,14,16 – поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.

свернуть

Методика «Письмо другу»

развернуть

Проективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Несовершеннолетнему предлагается ситуация:

«В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай: Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.

Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.

Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».

Интерпретация результатов. Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.

свернуть

Методика интервью для диагностики насилия

развернуть

Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет – курсивом. Интервью проводится индивидуально.

Инструкция. Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Дата:

Твой возраст:

Твой пол:

Твой класс:

Кто живет с тобой в семье (у тебя дома), перечисли:

 

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.

Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...
  • Многодетен.
  • Мало детей. Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая

 

Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.

Женя учится в 10-м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, когда он возвращается домой очень ночью.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого,
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...

Много детей.

Мало детей.

Никто.

Не знаю.

  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Гоши, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ларисы, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Аня – ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

Аня – ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ани, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.

Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оли, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Олей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с ситуацией Оли...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Максима заставляли смотреть видео о сексе и порно-фотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.

Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Максима, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оксаны, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?

Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (число выборов не ограниченограничено)?

1) лжет;

2) поздно возвращается домой;

3) получает плохие отметки в школе;

4) прогуливает уроки;

5) ворует;

6) неуважительно относится к старшим и родственникам;

7) испортит что-то ценное;

8) не заботится о своей одежде и рвет ее;

9) расстраивает родителей;

10) курит;

11) употребляет алкоголь.

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?

Да.Пожалуй, нет.Точно нет.

 

Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.

свернуть

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

развернуть

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Насилие – это (выберите не более трех вариантов):
  • Унижение достоинства другого человека
  • Причинение вреда другому человеку
  • Ситуация власти одного человека над другим
  • Способ самоутверждения
  • Способ контролировать эмоции и поведение другого человека
  • Принуждение другого человека совершать не характерные для него поступки и действия
  • Психическое отклонение
  • Другое (укажите) __________________________________________________________
  1. Как вы относитесь к проблеме насилия?
  • Категорически осуждаю насилие
  • Скорее осуждаю насилие, чем нет
  • Отношусь нейтрально
  • Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как Вы считаете, какие виды насилия наиболее распространены в современной семье?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Экономическое насилие
  1. В отношении кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?
  • В отношении детей
  • В отношении женщин
  • В отношении мужчин
  • В отношении стариков
  • В отношении животных
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Рассматриваете ли вы наказание детей как акт насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какие виды наказаний ребенка в семье вы можете отнести к акту насилия?
  • Оскорбление
  • Физическое воздействие
  • Лишение удовольствий
  • Запрет на деятельность, приносящую удовольствие
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Наказывали ли вас родители, когда вы были ребенком?
  • Да
  • Нет

Способы наказания:

  • ругали за поступок
  • применяли физическое наказание
  • лишали удовольствий
  • ставили в угол
  • Другое (укажите) ____________________________________________________________
  1. Какие из перечисленных характеристик вы можете рассматривать в качестве причин насилия в семье?
  • Традиции воспитания человека в родительской семье
  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуации безысходности и отчаяния
  1. Считаете ли, что ниже указанные характеристики можно рассматривать в качестве факторов, влияющих на рост насилия в семье (не более двух выборов)?
  • Снижение уровня нравственности и морали в обществе
  • Снижение уровня материального обеспечения населения
  • Постоянное увеличение фильмов и телепередач, основной темой которых является насилие на ТВ
  • Увеличение числа гражданских браков
  • Увеличение количества неполных семей
  1. Какие из учреждений помощи семье вы знаете?
  • Полиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  • МЧС
  • Скорая помощь
  1. Как часто и по какой причине вы ссоритесь со своим супругом (ой)?
  • Часто
  • Редко
  • Иногда
  • Никогда
  1. Боитесь ли вы остаться с пьяным разозленным мужем (женой) один на один?
  • Да
  • Нет
  1. Можно ли сказать, что ваша собственная семья является отражением семьи ваших родителей?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Какие из нижеприведенных утверждений отражают, по вашему мнению, факт насилия одного члена семьи над другими?
  • «Милые бранятся, только тешатся»
  • «Недосол на спине, пересол на спине»
  • «Сор из избы не выносят»
  • «Муж да жена – одна сатана»
  • «Бьет, значит, любит»
  • «Муж за рюмку, жена за палку»
  • «Муж – как бы хлеба нажить, жена – как бы мужа избыть»
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?
  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи, выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с проблемой насилия
  • Психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия бесполезны 
свернуть

Кризисная комната

развернуть

"КРИЗИСНАЯ" КОМНАТА
услуга временного приюта для граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, находящиеся в серьёзном конфликте в другими членами семьи; подвергшиеся семейному насилию; жертвы торговли людьми; лица из числа детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей.

тел. +375 29 239 94 91 - работает круглосуточно

кризисная комната 1

кризисная комната 2-min

 

свернуть

Телефон доверия

развернуть

Telefon-doveriya-s-obnovlennymi-telefonami-2022-а

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»: 

ул. Халтурина, 8, г. Брест 

Психологическая помощь (по предварительной записи):

Тел: 8 (0162) 43-59-13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15 

«Кризисная» комната

для пострадавших от домашнего насилия

«Горячая линия» 

+375 (29) 892-88-07    

КРУГЛОСУТОЧНО!

СПИСОК ТЕЛЕФОНОВ, ПО КОТОРЫМ ЖЕРТВА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛИСТОВ

МИЛИЦИЯ  на территории области: 102

Круглосуточная прямая линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей:

8-0162-45-62-15;

8-029-524-96-42 (МТС);

8-029-690-49-25 (ВЕЛКОМ).

Г. БРЕСТ:

- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Московского района г. Бреста 47-90-50

- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Бреста  27-59-01, 27-59-12

- оперативно-дежурная служба ОВД администрации Брестского района    20-56-17

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 103

Учреждение здравоохранения «Брестская детская областная больница», приемное отделение

20-96-81

СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района».

Организация безопасного проживания в «кризисной» комнате, оказание психологической, юридической,

социальной и другой необходимой помощи пострадавшим от домашнего насилия и членам их семей

специалист по социальной работе 53-74-81

психолог 95-90-57

 

ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» психологическая помощь

20-15-55 (пн.-пт. с  8.00 до 17.00)

 

Предоставление бесплатной юридической информации юристом БОО «Родник возрождения» по телефону

+375 (33) 378-37-93

 

ОО «Клуб деловых женщин»

оказывает анонимную и бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия:

специалист по социальной работе тел. +375-29-221-93-50

психолог тел. +375-29-809-09-13

юрист тел. +375-29-723-40-37

113 (короткий номер) со стационарного телефона по Республике Беларусь

8 801 201 55 55 – бесплатный (для всех абонентов сотовой связи)

 

ЗВОНИТЕ В СЛУЖБУ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»,

г. Брест, для взрослых и детей

8(0162) 25-57-27

170 (короткий номер)

 

КРУГЛОСУТОЧНАЯ ПРЯМАЯ ЛИНИЯ МВД ПО ПРИЕМУ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

8-017-372-73-87

В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, мы предлагаем обратиться к нам за помощью.

E-mailguniptl_km@mvd.gov.by

Телефоны:

Брестская область: 8 (0162) 27 53 35, 27 55 07

Витебская область: 8 (0212) 64 66 96, 64 66 91

Гомельская область: 8 (0232) 50 88 10, 50 88 07

Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11

Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 03 80

Могилевская область: 8 (0222) 29 55 26, 29 55 22

Город Минск: 8 (017) 239 41 61, 239 47 55

Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42, 218 74 85

Kids.pomogut.by – совместный проект Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, направленный на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет.

ОО «Клуб Деловых женщин» - горячая линия по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми, а также по вопросам предотвращения сексуального насилия, в том числе в сети Интернет (с 8.00 до 20.00 ежедневно):

113 (короткий номер)

8 801 201 5555 (для всех абонентов сотовой связи)

8 016 221 8888 (для звонков из-за рубежа)

Вся информация предоставляется бесплатно и анонимно.

Телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 8 (017) 218 52 64

 

свернуть

Памятка "Профилактика семейного насилия"

развернуть

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

В большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. 

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.     

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность.

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

К категории АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, может быть отнесено:

  • умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 10.1 КоАП РБ).  

В данном случае административный процесс начинается только по требованию потерпевшего или законного представителя посредством подачи заявления и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

При этом административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии указанного требования, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

За совершение насилия в семье предусмотрена УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст. 149 УК РБ);
  • за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).
  • если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ).

Дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества, или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого, либо лица, не способного по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

Руководителем органа внутренних дел в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может быть вынесено защитное предписание, направленное на ограничение совершения определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Для граждан, в отношение которых вынесено защитное предписание (предполагает запрет на совершение бытового насилия, запрещает разыскивать, посещать, вступать в контакты с потерпевшим), определено жилое помещение для временного пребывания.

ПОМНИТЕ: КАЖДОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛЕЧЕТ ЗАСЛУЖЕННОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ, А СОЖАЛЕТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ БУДЕТ УЖЕ ПОЗДНО!

мир1

мир23-min

мр3-min

свернуть

Буклеты по профилактике насилия в семье

развернуть

Жертва насилия

Насилие в семье – проблема каждого…

Для комплексного решения проблемы насилия в семье необходимы усилия не только государственных, общественных и международных организаций, но и населения в целом, которое может выступать первичным социальным механизмом борьбы с насилием в семье. От того, замечает ли каждый из нас ситуации насилия в окружающем нас обществе, зависит исход решения проблемы. Ведь иногда именно мы можем слышать за стенкой плач, звуки бьющейся посуды, крики о помощи…От того, какими будут ваши дальнейшие действия может зависеть судьба, а иногда и жизнь человека.

«Насилию нет оправдания!» слова, которые должны стать принципом для действий для каждого из нас, даже если вы подозреваете в насилии своего лучшего друга, родственника и др.

НАСИЛИЕ – это ВЫБОР!

 По этой причине каждый из нас должен понимать, что насильника нельзя оправдывать, жалеть и тем более переходить на его сторону. Он сам выбрал насилие как метод урегулирования конфликта, значит должен понести за это наказание, а не поощрение его поступков. 

Поговорите с агрессором!

Если вы подозреваете кого-то из своих близких/знакомых в применении насилия в отношении своих домочадцев, постарайтесь поговорить с этим человеком о его поведении, о том, что это неприемлемо. 

              Не знаете, с чего начать разговор?

Начните с простого вопроса «Как дела дома?». Иногда только при ответе на этот вопрос, можно наблюдать первые признаки того, что дома не все в порядке. Можно попробовать задать и другие вопросы:

  • Какие у тебя взаимоотношения с супругой/партнером/детьми?
  • Тебя что-то тревожит, может, ты хочешь поговорить?
  • О чем ты жалеешь больше всего, что касается семьи? И др.

Если агрессор пошел на контакт, это свидетельствует о первых удачных шагах на пути к решению проблемы, и вы можете более детально расспросить о ситуации.

Помните! Не пытайтесь решить проблему своими усилиями, перенаправьте агрессора к специалистам. Необходимо понимать, что от ваших действий сегодня зависит безопасность пострадавших. 

Психолог

ГУ «Территориальный центр социального

обслуживания населения Брестского района»

Телефон «Доверие»: 8-0162-95-90-57

Ежедневно с 8.00 до 13.00, с 14.00-17.00 кроме субботы, воскресенья

+375 (29) 239-94-91 – круглосуточно для пострадавших от насилия в семье

 

свернуть