Педагогам-психологам

Диагностика психологической травмы у детей. Коррекционные упражнения

развернуть

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

развернуть

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

  1. Я весь трясусь, когда …
  2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
  3. Если тебя разозлили, то нужно…
  4. Воспитывать детей нужно с помощью…
  5. Ребенок в семье…
  6. Мои близкие думают обо мне, что я…
  7. Я боюсь идти домой, когда…
  8. Я лучше побуду один, чем с…
  9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне
  10. Бить другого можно, когда…
  11. Дети с опаской относятся к окружающим, потому что…
  12. Применение физической силы к более слабому…
  13. Родители кричат на детей, когда…
  14. Когда у меня будут дети, я никогда…
  15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…
  16. Я хочу побыть один, после…
  17. Я убежал бы из дома, если бы…
  18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…
  19. Я хочу, чтобы меня…
  20. Приемлемое наказание – это…

Ответы на вопросы 2,7, 9,13,18,19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии; 3,4,11,20 – когнитивный; 1,8,10,12,14,16 – поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.

свернуть

Методика интервью для диагностики насилия

развернуть

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.

Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...
  • Многодетен.
  • Мало детей. Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая,

 

Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.

Женя учится в 10-м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, когда он возвращается домой очень ночью.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого,
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...
  • Много детей.
  • Мало детей.
  • Никто.
  • Не знаю.
  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.

 

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.

  1. Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...

    Много детей.

    Мало детей.

    Никто.

    Не знаю.

  1. Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?
  • Я знаю многих таких.
  • Я знаю одного такого.
  • Я знаю несколько таких,
  • Не знаю ни одного.
  1. Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...
  • Очень похожа.
  • Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
  • Совершенно другая.
свернуть

Методика «Письмо другу»

развернуть

Проективная методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В методике описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Несовершеннолетнему предлагается ситуация:

«В октябре прошлого года в (место, территориально удаленное от места исследования) произошел такой случай: Дима, который учится в 7-м (10-м) классе, попал в больницу с многочисленными ушибами, ссадинами и переломами. Ситуация, предшествующая этому, была такой.

Когда Дима пришел после уроков домой, он увидел, что пьяные родители сидели на кухне. Они стали придираться к Диме, обзывать, ругать его. Дима в ответ пытался возразить, отец от этого пришел в ярость и начал избивать сына всем, что попадалось ему под руку. Сейчас Диме предстоит длительное лечение в больнице.

Для того чтобы поддержать Диму, мы решили попросить его ровесников написать Диме письма. Мы думаем, что когда Дима будет их читать, он почувствует вашу поддержку и скорее пойдет на поправку».

Интерпретация результатов. Предполагается, что подросток, переживший насилие, скорее будет говорить о том, что «хорошо понимает его», «со мной тоже такое бывало», «я тоже чувствовал» и т.д. Поэтому главным средством интерпретации полученных результатов является метод контент-анализа.

свернуть

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

развернуть

Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Насилие – это (выберите не более трех вариантов):
  • Унижение достоинства другого человека
  • Причинение вреда другому человеку
  • Ситуация власти одного человека над другим
  • Способ самоутверждения
  • Способ контролировать эмоции и поведение другого человека
  • Принуждение другого человека совершать не характерные для него поступки и действия
  • Психическое отклонение
  • Другое (укажите) __________________________________________________________
  1. Как вы относитесь к проблеме насилия?
  • Категорически осуждаю насилие
  • Скорее осуждаю насилие, чем нет
  • Отношусь нейтрально
  • Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как Вы считаете, какие виды насилия наиболее распространены в современной семье?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Экономическое насилие
  1. В отношении кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?
  • В отношении детей
  • В отношении женщин
  • В отношении мужчин
  • В отношении стариков
  • В отношении животных
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Рассматриваете ли вы наказание детей как акт насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какие виды наказаний ребенка в семье вы можете отнести к акту насилия?
  • Оскорбление
  • Физическое воздействие
  • Лишение удовольствий
  • Запрет на деятельность, приносящую удовольствие
  • Другое (укажите) ___________________________________________________________
  1. Наказывали ли вас родители, когда вы были ребенком?
  • Да
  • Нет

Способы наказания:

  • ругали за поступок
  • применяли физическое наказание
  • лишали удовольствий
  • ставили в угол
  • Другое (укажите) ____________________________________________________________
  1. Какие из перечисленных характеристик вы можете рассматривать в качестве причин насилия в семье?
  • Традиции воспитания человека в родительской семье
  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуации безысходности и отчаяния
  1. Считаете ли, что ниже указанные характеристики можно рассматривать в качестве факторов, влияющих на рост насилия в семье (не более двух выборов)?
  • Снижение уровня нравственности и морали в обществе
  • Снижение уровня материального обеспечения населения
  • Постоянное увеличение фильмов и телепередач, основной темой которых является насилие на ТВ
  • Увеличение числа гражданских браков
  • Увеличение количества неполных семей
  1. Какие из учреждений помощи семье вы знаете?
  • Полиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  • МЧС
  • Скорая помощь
  1. Как часто и по какой причине вы ссоритесь со своим супругом (ой)?
  • Часто
  • Редко
  • Иногда
  • Никогда
  1. Боитесь ли вы остаться с пьяным разозленным мужем (женой) один на один?
  • Да
  • Нет
  1. Можно ли сказать, что ваша собственная семья является отражением семьи ваших родителей?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Какие из нижеприведенных утверждений отражают, по вашему мнению, факт насилия одного члена семьи над другими?
  • «Милые бранятся, только тешатся»
  • «Недосол на спине, пересол на спине»
  • «Сор из избы не выносят»
  • «Муж да жена – одна сатана»
  • «Бьет, значит, любит»
  • «Муж за рюмку, жена за палку»
  • «Муж – как бы хлеба нажить, жена – как бы мужа избыть»
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?
  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи, выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с проблемой насилия
  • Психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия бесполезны 

 

свернуть

Психосоциальная поддержка в кризисной ситуации

развернуть

В книге представлены теоретические и практические материалы о детских реакциях на травматические события, пути помощи ученикам в рамках образовательного процесса. Материалы рассчитаны на психологов, социальных педагогов и учителей.

Ссылка на книгу:

Психосоциальная поддержка в кризисной ситуации

 

свернуть

Тест на определение уровня зависимости от азартных игр

развернуть

Некоторые тесты для родителей

развернуть

Тесты для изучения восприятия семьи и отношений в ней глазами детей

развернуть